Как правильно настроить велосипед:
Для того, чтобы велосипед работал четко и эффективно,
необходимо произвести качественную и квалифицированную настройку
основных его компонентов. Для этого можно обратиться в мастерскую, но,
если вы серьезно увлечены велосипедной техникой, настройку лучше
производить лично.
В статье мы расскажем, каким образом и в
какой последовательности необходимо настраивать переключатели, тормозные
колодки и тормозные рычаги.
Настройка переключателей
Начинать настройку необходимо с заднего переключателя.
Принцип работы переключателей одинаков, поэтому настройка их
производится по единому шаблону, независимо от того, с продуктом какой
из фирм мы имеем дело.
Регулировка заднего переключателя
Задний переключатель имеет пять регулировочных элементов: 1. Винт (или гайка) крепления троса. 2. Барабан для регулировки натяжения троса. 3. Ограничительный винт регулировки малых передач (L). 4. Ограничительный винт регулировки больших передач (H). 5. Винт регулировки натяжения цепи. Ограничительные винты могут располагаться сзади или сбоку, в зависимости от модели переключателя. |
Регулировочные винты для тросов могут располагаться также и на манетках (6). В этом случае подтягивать тросы можно прямо на ходу, что очень удобно. |
Важно отметить, что перед
регулировкой заднего переключателя нужно обязательно очистить его от
грязи, а также ролики натяжителя цепи и кассету. Необходимо почистить и
смазать цепь.
Затем действия производятся в следующей последовательности:
Устанавливаем цепь на самые маленькие звездочки спереди и сзади. Определяем местонахождения регулировочных винтов H и L. |
Ослабляем трос заднего переключателя вращением регулировочного винта натяжения троса (2) по часовой стрелке до упора. То же самое выполняем с винтом на манетке (6). |
Снимаем трос. Для этого ослабляем винт крепления троса (1) внутренним шестигранником (или гаечным ключом — в зависимости от типа крепления) и вынимаем трос из крепления. Необходимо проверить функциональное состояние троса, смазать его и почистить. Если трос расплетен, его нужно заменить. |
Устанавливаем большие передачи. Для этого
становимся сзади велосипеда, и, вращением регулировочного винта H,
добиваемся, чтобы ролики натяжителя и самая маленькая звездочка
находились на одной прямой.
Если ролики натяжителя сдвинуты вправо, то необходимо покрутить винт H по часовой стрелке. Если же они сдвинуты влево, то необходимо покрутить винт H против часовой стрелки. Правильность регулировки больших передач можно проверить следующим образом: покрутить педали, приподняв заднее колесо, при этом цепь должна работать бесшумно, не соскакивая в сторону. |
Устанавливаем трос. Для этого заправляем его под винт крепления, сильно натягиваем и, в этом положении, закручиваем винт крепления троса. Иногда в зажиме имеется специальная канавка для троса. Винт затягивайте осторожно, чтобы не сорвать резьбу! |
Устанавливаем малые передачи. Для этого выворачиваем винт L так, чтобы он не мешал перемещениям переключателя. Вращая педали, переводим манетку на первую передачу — устанавливаем цепь на самую большую заднюю и самую маленькую переднюю звезды. |
Регулируем малые передачи. Для этого становимся сзади велосипеда и, вращением регулировочного винта L, добиваемся, чтобы ролики натяжителя цепи и самая большая звездочка находились на одной прямой. |
Регулируем натяжитель цепи. Для этого ставим цепь на самую маленькую переднюю звездочку и самую большую заднюю. Затем крутим педали назад. Если верхний ролик натяжителя задевает зубья звездочки, — вращением винта регулировки натяжителя добиваемся, чтобы ролик отодвинулся от звезды на 5 мм. Затем переводим цепь на самую маленькую звездочку и проверяем натяжение цепи там. |
На этой фотографии ролик задевает звездочку. |
На этой фотографии натяжение цепи отрегулировано правильно. |
Проверяем четкость
переключения передач. Просто немного прокатимся на велосипеде. Если цепь
испытывает сопротивление при переходе, нужно немного покрутить винт
регулировки натяжения троса против часовой стрелки.
Если отрегулировать переключатель не удается, то, скорее всего, он
поврежден. Необходимо определить степень его повреждения. Затем
отремонтировать или заменить на новый.
Также нужно проверить функциональное состояние кассеты, тросов, манеток и роликов натяжителя цепи.
Регулировка переднего переключателя
После того как настроен задний переключатель, можно заняться передним.
Для начала проверяем состояние тросов. Затем производим работу в следующей последовательности:
Устанавливаем цепь на самую маленькую
звезду спереди и самую большую сзади. Определяем местонахождение
регулировочных винтов H и L.
Ослабляем винт крепления троса (8). |
Если винт регулировки натяжения троса (7) находится на манетке, проворачиваем его по часовой стрелке до упора. |
Производим регулировку малых передач. Для этого, вращением регулировочного винта L, добиваемся такого положения рамки, чтобы цепь находилась максимально близко к внутренней пластине. При этом, во время вращения педалей, цепь не должна задевать рамку. |
Затем натягиваем трос и закрепляем его с помощью винта крепления троса. |
Регулируем большие передачи. Для этого переводим цепь на самую большую переднюю и самую маленькую заднюю звездочки. Вращением регулировочного винта H, добиваемся такого положения рамки, при котором цепь находится максимально близко к наружной пластине. При этом, во время вращения педалей, цепь не должна задевать рамку. |
Проверяем работу
переключателей в работе: если, во время катания, цепь задевает рамку,
нужно проверить состояние системы. Также проверьте, правильно ли
установлен сам переключатель.
Настройка тормозов типа V-brake :
Настройка положения тормозных колодок
Перед
тем как производить настройку тормозных колодок, необходимо проверить
состояния обода. Обод не должен иметь внешних повреждений и потертостей.
Затем производим следующую работу:
Ослабляем гайку крепления колодки (9) так, чтобы колодка сдвигалась с места нажатием пальцев. |
Затем сжимаем тормозную рукоятку и устанавливаем колодки так, чтобы они касались боковой поверхности обода всей своей плоскостью, без перекосов. При этом, расстояние между колодкой и покрышкой должно быть не меньше 1 см. Если колодка имеет мягкую основу, её передний край нужно располагать ближе к ободу, чем задний. Для этого под задние части колодок нужно подложить резиновую прокладку толщиной 1.5 мм. Жесткие колодки устанавливаются строго параллельно ободу. |
Закрепляем положение колодок с помощью гаек крепления (9). При этом колодки не должны сдвигаться с места.
Проверяем тормоза в работе. После того как вы проедете на велосипеде
несколько километров, на поверхности колодок должны остаться следы
торможений. Убедитесь, что колодка прижимается к ободу всей рабочей
поверхностью.
Настройка тормозных рычагов
Настройку тормозных рычагов следует начать
с регулировки угла их наклона, который определяет также расстояние от
колодок до обода. Для этого следует ослабить винт (11), удерживающий
трос тормоза. Затем необходимо подтянуть или отпустить (в зависимости от
расстояния между колодками и ободом) трос тормоза и зафиксировать новое
положение троса винтом.
Во время работы, оба тормозных рычага должны отклоняться на одинаковый угол и четко возвращаться в первоначальное положение. В этом случае они настроены верно. Угол отклонения тормозных рычагов настраивается при помощи специальных регулировочных винтов (10). |
Вращая их, нужно добиться правильного баланса между рычагами. Заворачиваем винт, если рычаг отклоняется слабо. Отворачиваем винт, если рычаг отклоняется сильно. |
Правильность настроек — залог долгой и качественной работы велосипеда!
Смотрите также: